Полезная информация   Медиа   Карта сайта   Контакты

Главная   О школе   Режим работы   Документы   Программы и проекты   Деятельность   Услуги   Учащимся   Родителям   Интерактивные сервисы
 

Деятельность

Стандарт условий деятельности

Планы, мероприятия

Программы, проекты

Зачисление в образовательное учреждение

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Воспитательная работа

Дополнительное образование

Сохранение и укрепление здоровья школьников

Семья и семейные ценности

Итоговая аттестация

Система работы с одарёнными детьми

Обеспечение безопасности школьников

Совершенствование кадрового состава

Информатизация образования

 

 Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 Федеральный портал "Российское образование"

 

 Единое окно доступа к образовательным ресурсам

 

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 

 

 

Семья и семейные ценности

 
 

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

 

 

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Семья - базовый элемент общества. Она - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. А значит - фактор стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности.

Словарь С.И. Ожегова гласит: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но, пожалуй, значение слова «семья» гораздо шире. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения.

Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера, к которым относятся:

  • факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

  • структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

  • материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

  • личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

  • психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

  • помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

В классической педагогике существует несколько относительно автономных психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на своих детей.

  1. Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

  2. Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать такими же как они.

  3. Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации, что во многом связано с ее адаптационными возможностями и приспосабливаемостью к новым условиям.

Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование.

Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения.

Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других.

Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.

В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.

Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Государству нужны дети – будущие избиратели, воины, налогоплательщики. Именно поэтому, государство вынуждено поддерживать семью, брать на себя определенные обязательства по оказанию помощи семьям в содержании и воспитании детей в виде социальных гарантий, пособий, льгот.

Чтобы общество по-настоящему поверило, что семейная политика стала приоритетным направлением, нужны кардинальные сдвиги, смена ценностных ориентаций. Крайне необходимо, чтобы государство четко определило и сформировало своего рода госзаказ на семейные ценности. Необходимо понять раз и навсегда: семья, дети – это не только личное дело отдельных граждан. Семья – один из важнейших устоев государства. Взаимосвязь тут самая непосредственная: крепкая семья – живая и процветающая Россия.

 

 

Заповеди семейной жизни

Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе.

Решай вместе с человеком, а не вместо человека.

Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.

Будь другом друзей супруга.

Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.

Спеши сделать доброе дело и не жди награды.

Не верит тот, кто сам обманывает.

Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене.

Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.

Смейся вместе, а не над…

Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах.

Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе.

Не давай советов, если тебя не просят.

Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья!

 

Психологические особенности неблагополучных семей

(по Вирджинии Сатир)

Заниженная самооценка одного или обоих супругов. (Неуверенность в себе приводит к подозрениям и ревности.)

Неумение общаться. (Проблемы не обсуждаются, а замалчиваются, или копятся обиды.)

Надуманные неизменные правила, которые вынесли супруги из родительской семьи. (Каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. Например, в одной принято говорить вполголоса, в другой по любому поводу возражать, в одной чистота и аккуратность возведены в культ, в другой на это не обращают внимания. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой — пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.)

Решение избавиться от проблем с помощью развода абсурдно. Человек, который не сделал правильного вывода о реальных причинах развода, снова допустит подобные ошибки.

 

Чтобы избежать семейных конфликтов, необходимо:

  1. Вести конструктивные переговоры (обсуждается только данная ситуация, учитываются интересы обеих сторон).

  2. Выражать свои чувства в спокойной обстановке.

  3. Регулярно обсуждать накопившиеся проблемы.

«Словарь здоровых партнерских отношений»

  • Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

  • Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

  • Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

  • Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

  • Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

  • Признание. (Уважение и благодарность.)

  • Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

  • Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

  • Верность. (Преданность друг другу.)

  • Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

  • Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

  • Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)

  • Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

  • Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

  • Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

Таким образом, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В неблагополучной семье все наоборот — психологически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимоотношениях, проявляется безответственность по отношению друг к другу, психологическая и другие виды зависимостей от членов семьи.

 

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

 

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

 

 

Любви и счастья вам в семейной жизни!

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
     

 

 

© 2013 Официальный сайт Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Дубны Московской области»